Что же такое ЭПХХ

. . Недавно в наших кооперативных гаражах, после трудовой недели, в пятницу (день водителя), под водочку, под селёдочку, после третьей стопки зашёл разговор про экономию бензина. И как же я был удивлён, когда выяснилось, что водители со стажем более 30 лет только что-то слышали про систему ЭПХХ, а вот как она работает — никто не знает.
Для интереса поспрашивал водителей более молодого возраста, сейчас интернет, море информации, но результат был одинаков. И тогда я решил кратенько, только то, что нужно знать простому водителю, рассказать про эту систему. ЭПХХ — это сокращённое название системы Экономайзера Принудительного Холостого Хода. Эта система была разработана для карбюраторных автомобилей и неплохо себя зарекомендовала.
Экономия бензина составляла примерно от 0,5 до 1 литра на 100 км при напряжённом городском цикле, на трассе эта система почти не включается. Так как же она работает? ЭПХХ — это, можно сказать, экономия топлива на принудительном холостом ходу.
Если кто не знает, что такое ПХХ, объясню : В режиме разгона водитель нажимает на газ, двигатель увеличивает обороты и раскручивает колёса. На ПХХ всё наоборот — водитель полностью отпускает педаль газа и при этом не выключает передачу ( не ставит на нейтральную передачу ).
На таком режиме, он называется — торможение двигателем, двигатель хочет перейти на холостые обороты, так как педаль газа отпущена, но машина продолжает движение по инерции, и уже колёса раскручивают движок. Наверное все поняли, что в таком режиме двигателю бензин не нужен и его подачу можно отключить, чтобы не расходовать напрасно топливо и не загрязнять атмосферу выхлопными газами. Вот этим и занимается система ЭПХХ.
Естественно, от карбюраторных машин она досталась по наследству более современным —  инжекторным. Кто хочет, может более подробно посмотреть в интернете, а кто не хочет забивать себе голову — переходим, конкретно, к нашей машине.

. . Если на карбюраторных машинах топливо перекрывает пневмоклапан или электроклапан, то у нас этим занимаются форсунки. Электронный Блок Управления ( ЭБУ, контролер, ЭСУД, КСУД — всё это одно и тоже — как говорят водители — мозги машины ) просто отключает ток, и форсунки запираются. Но для этого нужны 3 условия :
1) Температура двигателя должна быть не менее 70 градусов.
2) Обороты двигателя должны быть выше 1500 об/мин.
3)Положение воздушной заслонки — не более 2 процентов от значения холостого             хода.
Как же теперь всё это работает?:
. . Допустим вы двигаетесь на автомобиле на 5 передаче, двигатель прогрелся до 70º, его обороты 3000 об/мин. — это соответствует 100 км/ч. Вдали вы видите препятствие и отпускаете просто педаль газа, закрывая воздушную заслонку, чтобы снизить скорость. Начинается процесс торможения двигателем. Дроссельная заслонка на холостом ходу открыта на 5 процентов, если , конечно, дроссельный узел у вас находится в чистоте и нет подсоса воздуха. Заслонка резко не закрывается до значения холостого хода, до 5, а постепенно, сначала 10-9-8, и только когда будет 7 процентов, отключаться форсунки и прекратится подача топлива. Всё это будет происходить до тех пор, пока обороты двигателя не упадут до 1500 об/мин, а это уже скорость 50 км/ч.

Вот и представьте сколько сотен метров можно проехать в таком режиме, не затратив при этом ни капли бензина, а если двигаться с горки… Хороша система ЭПХХ, и даже представить себе не мог, что придётся отключать её на Газели, когда по работе приходилось ездить через Уральские горы зимой в -25ºС. Продолжительность спусков достигает до 14 км. Нейтралку не поставишь, нужно было тормозить двигателем, а тут включается ЭПХХ, бензин не поступает, сгорания топлива нет, температура на глазах опускается, стекла замерзают и в салоне не теплее чем на улице. Хорошо , что на карбюраторных ещё можно отключить ЭПХХ, а вот в инжекторах всё заложено в мозгах. Вот тут и спасёт вас первое условие, когда температура упадёт ниже 70º система ЭПХХ отключится. Так что замерзнуть не успеете. А вот что выгодней: нейтралка или торможение двигателем, поговорим в другой статье.

Перейти на главную

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 1 =